04.08.2013

У алмаза появился собрат - кингсонгит, не уступающий ему по твердости

Ранее такой минерал уже создавали искусственным путем, но теперь нашлись его залежи, созданные самой природой.

У алмаза появился собрат - кингсонгит, не уступающий ему по твердости

Алмаз («несокрушимый») — самый твердый минерал на Земле. Его главные отличительные черты — высочайшая среди минералов твёрдость (но в то же время хрупкость) и наиболее высокая теплопроводность среди всех твёрдых тел.

Алмаз — редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века, когда впервые были открыты алмазоносные кимберлитовые трубки, стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.

О происхождении и возрасте алмазов до сих пор нет точных научных данных. Учёные придерживаются разных гипотез, но большинство склоняются к теории, согласно которой атомы углерода под большим давлением (как правило, 50 000 атмосфер) и на большой глубине (примерно 200 км) формируют такую вот кубическую кристаллическую решётку — собственно алмаз. Затем вулканическая магма выносит алмазы на поверхность.

Возраст алмазов, по данным некоторых исследований, может быть от 100 миллионов до 2,5 миллиардов лет.

Но вот в 2009 году группе исследователей удалось обнаружить на территории Тибета минерал, твердость которого сравнима с алмазом! Но только на днях Международная минералогическая ассоциация (IMA) подтвердила это открытие.

Кубическая модификация нитрида бора (напомним, алмаз – это углерод), которая тоже формируется в недрах планеты и под большим давлением, была названа «кингсонгитом». Его нашли в палеоокеанической коре. Эта кора была еще в давние времена придавлена соседней литосферной плитой, в результате чего на глубине 300 километров, под давлением более 118 тысяч атмосфер и при температуре 1 300 градусов, появились условия для создания такого нового кристаллического элемента, как «кингсонгит».

Примерно 180 миллионов лет назад, когда исчез древний океан Палеотетиса, Индия столкнулась с Азиатской литосферной плитой, и в результате этих тектонических процессов новые образовавшиеся породы были вытеснены на поверхность.

Ранее ученым уже удавалось получить такой же твердый минерал из нитрида бора в экспериментальных лабораториях. Вещество назвали «эльбор», и его успешно применяет современная промышленность.

1. krasnodar.bz