27.06.2012

В древнейшем метеорите обнаружили неизвестный минерал

Американским геологам из Калифорнийского технологического института удалось обнаружить в составе метеорита Альенде новый минерал, который получил название "пангит". Статья с описанием пангита опубликована в журнале American Mineralogist, а ее краткое содержание можно прочитать на сайте Wired Science.

Сканирующая электронная микрофотография пангита. Фото Chi Ma/Caltech

Ученые исследовали метеорит при помощи сканирующей электронной микроскопии, благодаря чему внутри небесного тела удалось обнаружить микроскопические вкрапления неизвестного минерала. Химический анализ показал, что он имеет формулу (Ti4+,Sc,Al,Mg,Zr,Ca)1.8O3. Таким образом, он содержит как распространенные в составе земной коры элементы, так и довольно редкие цирконий и скандий.

По словам геологов, пангит в составе метеорита сформировался очень давно - около 4,5 миллиардов лет назад. Таким образом, минерал присутствовал в протопланетарном диске, обращающемся вокруг Солнца еще до формирования Земли и других планет.

Древность пангита объясняет выбор имени, которое дали минералу геологи. Оно происходит от названия китайского мифического гиганта Пань Гу, который взмахом огромного топора отделил Инь от Ян и сотворил таким образом Небо и Землю. Комиссия по новым минералам, номенклатуре и классификации Международной минералогической ассоциации утвердила данное название.

Метеорит Альенде упал на Землю в 1969 году, при падении он распался на множество мелких осколков. Общая масса метеорита составляла около пяти тонн, три из которых собрали ученые. Сейчас части метеорита находятся в различных научных учреждениях по всему миру.

Недавно ученые опубликовали анализ марсианского метеорита ALH84001 и показали, что те органические вещества, которые он содержит, имеют вулканическое происхождение. Следовательно, они не могут являться продуктом жизнедеятельности возможной марсианской жизни.