10.01.2012

Редкий лунный минерал найден на Земле

Группа геологов из Университета Кёртина и Университета Западной Австралии отыскала земной транквиллитит — минерал, ещё в 1969 году доставленный с Луны экипажем «Аполлона-11», пишет ScienceNOW.

Микрофотография красно-коричневых кристаллов транквиллитита, рядом с которыми находятся яркие кристаллы пироксена и серо-чёрный полевой шпат (иллюстрация Birger Rasmussen)

Транквиллитит [Fe2+8(ZrY)2Ti3Si3O24], названный в честь Моря Спокойствия, в юго-западной части которого совершил посадку модуль «Аполлона-11», соседствовал в коллекции образцов, собранной астронавтами, с двумя другими ранее неизвестными минералами — армолколитом и пироксферроитом. Последние вскоре были обнаружены на Земле, но транквиллитит встречался учёным только в составе лунных образцов и метеоритов.

«Нельзя сказать, что транквиллитит имеет какие-то уникальные свойства и сильно отличается от привычных нам минералов, — говорит руководитель австралийской группы Биргер Расмуссен (Birger Rasmussen). — Не так-то просто будет объяснить, почему его долго не находили на Земле». Вероятнее всего, этому способствовали малые размеры (~150 мкм) его красно-коричневых кристаллов и тот факт, что лунный минерал можно спутать с рутилом, который имеет схожую окраску и часто встречается в изверженных породах. «Далеко не все экспериментальные методики позволяют отыскать транквиллитит, — завершает свою мысль г-н Расмуссен. — Выполненный нами анализ дифракции электронов даёт такую возможность, но земные образцы, в отличие от ценнейших лунных, редко исследуются этим способом».

150-микрометровый кристалл транквиллитита (иллюстрация Birger Rasmussen)

Полагаясь на дифракционные методы, геологи выделили транквиллитит сразу в шести разных долеритовых интрузиях в Западной Австралии. При датировании образцов, найденных в одном из интрузивных тел в регионе Пилбара, учёные получили оценку возраста по соотношению изотопов свинца 207Pb и 206Pb — 1 064 ± 14 млн лет.

Находки австралийцев свидетельствуют о том, что транквиллитит относится к группе весьма широко распространённых минералов, совокупный объём которых при этом остаётся незначительным. Хозяйственного значения он не имеет, но может использоваться для точного определения возраста пород.

Отчёт об исследовании земного транквиллитита опубликован в журнале Geology.

Дмитрий Сафин