29.12.2009

Прояснен механизм восстановления металлов бактериями

Биологи из Университета Восточной Англии, Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории и Университета штата Пенсильвания (США) представили описание белкового комплекса, который позволяет бактериям Shewanella oneidensis передавать электроны наружу через мембрану.

Бактерии S. oneidensis (иллюстрация Science Photo Library)

S. oneidensis способна очищать водоемы от соединений урана и хрома, а также защищать металлы от коррозии. Для взаимодействия с веществами, расположенными вне клетки, микроорганизм использует специальные белки (цитохромы), находящиеся на внешней мембране. Передачу заряженных частиц, необходимых для восстановления металлов, наружу обеспечивает цепь транспорта электронов, строение которой и изучали авторы.

В своих экспериментах ученые наблюдали за процессом переноса электронов с помощью протеолипосом (липосом, содержащих белки) и окислительно-восстановительного индикатора метилвиологена. «Нам удалось обнаружить, что бактерии способны создавать крошечные «провода», проходящие сквозь стенки клетки и напрямую контактирующие с внешними веществами», — рассказывает один из авторов работы Дэвид Ричардсон (David Richardson). По данным исследователей, в передаче электронов участвует комплекс из трех белков: MtrA («внутреннего»), MtrC («внешнего») и соединяющего их трансмембранного MtrB.

На следующем этапе работы ученые должны определить структуру этих белков и всего комплекса. Данные о механизме взаимодействия протеинов с электронами могут быть использованы при конструировании источников энергии на базе S. oneidensis; проекты таких источников уже существуют.

Полная версия отчета исследователей будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Дмитрий Сафин