15.07.2009

В великой кислородной катастрофе обвинили никель

Великая кислородная катастрофа - резкое повышение концентрации этого газа в земной атмосфере около 2,5 миллиардов лет назад - связана с падением содержания никеля в океанах древней Земли. Такой вывод был сделан коллективом ученых из разных стран, которые опубликовали свои результаты в журнале Nature. Основные положения работы приведены на портале National Geographic.

Метаноген Methanococcus jannaschii. Многие из подобных организмов не пережили кислородной катастрофы. Фото с сайта bioinfo.bact.wisc.edu

До великой кислородной катастрофы в атмосфере Земли преобладал метан. Микроорганизмы, производящие этот газ, получили название метаногенов. Для многих из них кислород является токсичным элементом. Поэтому около 2,5 миллиардов лет назад произошла массовая гибель метаногенов (и других чувствительных к кислороду организмов). "Производители" кислорода, напротив, стали активно размножаться.

До настоящего времени в научном сообществе не было устоявшейся гипотезы, объясняющей внезапное повышение содержания кислорода. Авторы нового исследования проанализировали содержание в древних скальных породах никеля. Они установили, что около 2,7 миллиарда лет назад концентрация этого металла начала падать. На основании полученных данных ученые рассчитали, какое количество никеля должно было попадать в океаны. Выяснилось, что концентрация никеля неуклонно снижалась, пока не достигла современных значений.

Никель необходим для работы нескольких ферментов метаногенов. Соответственно, эти организмы начали вымирать еще до того, как концентрация кислорода в атмосфере Земли достигла губительных для них значений.

Причиной исходного падения содержания никеля исследователи считают уменьшение вулканической активности из-за постепенного остывания земной мантии. В результате извержений металл вырывался наружу из недр планеты.

Новая работа позволит ученым лучше понять, что именно привело к великой кислородной катастрофе и как именно развивались события в тот период. Сейчас абсолютной ясности в этом вопросе нет.

Разновидности жемчуга - или полезная информация для покупателей ювелирных изделий