29.03.2009

Хрустальные галактики

Ядра сталкивающихся галактик усыпаны битым хрусталем. Как говорят астрономы, процесс похож «на столкновение двух грузовиков с мукой, при котором их окутывает облако мучнистой пыли». Правда, долго хрустальные облака не удерживаются – окружающая среда их разрушает.

Силикатные кристаллы в Tempel 1. Согласно заявлению астрофизиков NASA, зеленый песок, который можно найти на Гавайских островах, похож на кристаллы оливина во внутренних частях ядра кометы  Tempel 1.
Силикатные кристаллы в Tempel 1. Согласно заявлению астрофизиков NASA, зеленый песок, который можно найти на Гавайских островах, похож на кристаллы оливина во внутренних частях ядра кометы Tempel 1.

Cпитцеровский телескоп открыл галактики, ядра которых укутаны битым хрусталем. Как следует из присланного в «Газету.Ru» официального сообщения NASA, кристаллические силикаты удалось обнаружить в сталкивающихся галактиках. Это первый случай, когда их нашли вне нашей Галактики.

«Мы были удивлены, когда отследили такие тонкие и деликатные предметы в центре одного из самых «неистовых» мест в галактике, – сообщает доктор Генрих Спун из Корнелльскоо университета в Итаке, Нью-Йорк, ведущий автор статьи, которая будет опубликована 20 февраля в Астрофизическом журнале. – Кристаллы легко разрушаются в таких условиях. Но, судя по наблюдаемой картине, еще быстрее создаются гибнущими звездами».

Доктор Ли Армас из Научного спитцеровского центра в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене говорит: «В центре сливающихся галактик происходит выброс силикатов, и поднимается как бы огромная пыльная буря. Галактические ядра оказываются в своеобразном стеклянном одеяле».

Изучаемые космическим телескопом галактики сильно отличаются от Млечного Пути. Это темные и «пыльные» галактики, наблюдаемые, как правило, в инфракрасных лучах. Они получили название Ulirgs (ultraluminous infrared galaxies). Эти галактики как раз и плавают в силикатных кристаллах.

Чтобы силикаты обрели кристаллическую форму, требуется высокая температура. Астрономы уверены, что основной источник кристаллов – массивные звезды в центре галактики.

«Представьте себе два грузовика с мукой, врезавшихся друг в друга. Поначалу столкновение поднимет белое облако, но долго оно не просуществует», – говорит Спун.

Спитцеровский телескоп обнаружил кристаллы в 21 из 77 изученных им Ulirgs. Как полагают ученые, в остальных галактиках «облако муки» либо уже улеглось, либо еще не поднялось.

Телескоп Спитцера уже наблюдал кристаллы силикатов в космосе. Правда, это было в Солнечной системе. А 4 июля 2005 года телескоп наблюдал за экспериментом Deep Impact, о котором «Газета.Ru» писала неоднократно. О предварительных результатах наблюдения с космической обсерватории NASA сообщило в сентябре.

Инфракрасный спектрограф на телескопе изучал из космоса облако обломков кометы, выброшенных в космос после удара медной болванки по ядру. В том числе телескоп обнаружил и силикатные кристаллики размером меньше песчинок. Среди силикатов был найден и минерал оливин.

Помимо силикатов удивленные ученые обнаружили в ядре кометы карбонаты и глинозем. То, какую роль эти вещества играли в формировании Солнечной системы, ученым еще предстоит выяснить. Кроме того, непонятно и само наличие глинозема и карбонатов, ибо их образование, по мнению ученых, требует наличия жидкой воды.

Алексей Паевский