02.03.2009

Минеральная 'эволюция' поможет в поиске внеземной жизни

В возникновении большинства современных минералов принимали участие микроорганизмы, и это обстоятельство поможет искать жизнь на других планетах сообщает Science NOW. Участие живых организмов в формировании современных минералов не является новым фактом для геологов, однако ученые из Вашингтонского университета Карнеги впервые установили масштабы этого явления. Их работа опубликована в журнале American Mineralogist.

Минерал хазенит, в производстве которого участвуют бактерии, обитающие тольок вна озере Моно в Калифорнии. Фото Hexiong Yang

Для изучения исследователи отобрали три тысячи минералов и изучили их происхождение. В результате было установлено, что они произошли от менее чем двух десятков древних минералов. При этом все минералы-предки прямо или косвенно использовались в жизнедеятельности микроорганизмами, начиная с самых первых фотосинтезирующих организмов, возникших 2,5 миллиарда лет назад.

Исследователи полагают, что "живое" участие в производстве минералов простирается далеко за "кислородную" геохимию. Так, совсем недавно ученые обнаружили в калифорнийском озере Моно уникальный минерал, получивший имя хазенит (название было утверждено в феврале 2008 года). Этот минерал является результатом жизнедеятельности особых микроорганизмов, обитающих в воде данного озера, которая в 80 раз щелочнее морской.

Исследователи полагают, что новые результаты не только позволят лучше понять геологические процессы на Земле, но и помогут в поиске внеземной жизни. Обнаружение на удаленных планетах следов минералов, которые возникают в результате жизнедеятельности микроорганизмов, может означать наличие на таких планетах аналогичных земных организмов (о появлении подходящих планет для поиска совсем недавно уже сообщалось).