13.02.2009

Космическое ожерелье Тутанхамона

Знаменитое ожерелье Тутанхамона создано из минералов, образовавшихся при катаклизме планетарного масштаба. Центральный камень украшения из жёлто-зелёного стекла появился от удара о планету огромного метеорита примерно 30 млн лет назад.

Ожерелье Тутанхамона

Один из камней ожерелья фараона Тутанхамона образовался в результате катаклизма планетарного масштаба – при столкновении с Землей огромного астероида.

Вырезанный в виде священного навозного жука-скарабея кусочек вулканического стекла желто-зеленого цвета, как показало новое исследование, сформировался при падении на Землю метеорита. Полученные данные были недавно представлены на симпозиуме геофизиков в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене.

Символ плодородия, скарабей - центральный фрагмент ожерелья, которое носил фараон Тутанхамон, правивший в 1333-1323 гг. до н.э., и которое обнаружил знаменитый археолог Говард Картер при раскопках его гробницы в Долине Царей близ современного Луксора.

Химический анализ скарабея был выполнен итальянскими геологами в 1999 году. Они решили, что скарабей исполнен из природного вулканического стекла пустынного происхождения. Такое стекло имеется только в Большом Песчаном озере (Great Sand Sea) на востоке Сахары, в 800 километрах от Каира, содержание кварца в нем – 98%, что делает данное стекло самым чистым известным вулканическим стеклом в мире. «Я думаю, египетский мастер, заполучив стекло, обработал материал с помощью резца или какого-то царапающего скребка», – прикидывает в интервью Discovery специалист в области динамической физики Сандийской национальной лаборатории в Нью-Мексико Марк Бослоу (Boslough), руководивший последним исследованием скарабея.

«Когда стекло ломается, – продолжает он, – получаются куски с острыми краями, которые часто использовали для инструментов. Но стекло красиво и само по себе, часто оно интересного цвета, так что ремесленник, вполне возможно, взял свой старый, послуживший инструмент, а осколок предпочел превратить в скарабея».

Большинство ученых сходится во мнении, что вулканическое стекло Большого Песчаного озера, также известное как стекло Ливийской пустыни, сформировалось при участии высоких температур, возникших при падении метеорита.

Бослоу создал компьютерную модель того, как все могло случиться. По его оценкам, астероид диаметром почти 119 метров около 30 миллионов лет назад рассыпался на куски в атмосфере Земли, куда влетел со скоростью почти 20 тысяч метров в секунду.

При этом выделилось больше энергии, чем при ядерном взрыве. Энергия сконцентрировалась в нижнем направлении, а температура получившегося огненного шара равнялась температуре поверхности Солнца. «Подобно паяльной лампе, жар сплавил песок и песчаник в тонкие слои, которые, охладившись, и образовали вулканическое стекло», – так, считает Бослоу, развивались события дальше.

По словам Бослоу, есть и косвенные свидетельства, поддерживающие гипотезу огненного шара. Так, в той же самой пустыне зарегистрированы так называемые «ударные минералы» (shock mineral). Ударно-метаморфогенные минералы – это полезные ископаемые (например, кварц), получившие существенные изменения структуры за счет деформации под высоким давлением. Такие образования могут возникнуть внезапно как последствие сферической ударной волны.

Фарук Эль-Баз, директор центра Center for Remote Sensing при Бостонском университете, ранее относился к теориям Бослоу критически. Ведь «если стекло – метеоритного происхождения, должен быть и кратер того же возраста», говорил он. Однако в марте именно Эль-Баз собственной персоной наткнулся на гигантскую двойную воронку в Сахаре. Площадь обнаруженного кратера – самого крупного в Сахаре – примерно равна территории Каира. С тех пор Эль-Баз настаивает на том, что лишь внеземное воздействие могло привести к образованию подобного кратера и, возможно, формированию залежей вулканического стекла в пустыне.

Его версия несколько разнится с теорией Бослоу и предполагает, что астероид столкнулся с Землей, а не «переродился» предварительно в огненный шар.

Но Бослоу стоит на своем: «Недавно найденный кратер расположен в сотне километров от слоя вулканического стекла. Почему?» Группа ученых во главе с Бослоу в настоящее время продолжают изучать вулканическое пустынное стекло в надежде определить, следы каких газов оно хранит. Тогда, возможно, все же удалось бы прояснить события многомиллионной давности и решить загадку стекла.

Кстати, самый древний на Земле метеорит был обнаружен совсем недавно и тоже в Африке. При его ударе о Землю 145 млн лет назад образовался кратер Мороквенг диаметром 70 км.

Ольга Португалова